Как правильно составлять коммерческое предложение

Как правильно составлять коммерческое предложение

Для начала определимся с тем, что же такое коммерческое предложение, кто и кому его пишет, а самое главное – зачем. Коммерческое предложение – это письменное предложение от продавца к покупателю. КП является важным звеном в цепочке «сложных продаж», когда покупатель принимает решение о покупке, основываясь не только на ценнике.

Форма КП, как правило, произвольная – каждый сам выбирает доступный для себя формат такого письма. Это может быть электронное письмо, текстовый документ (или несколько). Самое главное, чтобы в содержании КП были отражены все необходимые элементы, о которых мы поговорим далее.

Коммерческое предложение должно отвечать покупателю на несколько основных вопросов.

  1. Понимание поставленной задачи.
    Задача, поставленная клиентом, должна быть четко отражена исполнителем в КП. Тогда клиент будет уверен в том, что вы правильно понимаете, к какому результату нужно прийти в исполнении. Необходимо отражать в КП не только такие важные детали, как сроки, стоимость, но также и лаконично описывать чек-лист выполняемых в ходе работы действий.

  2. Стоимость работы
    Когда вы отражаете в КП чек-лист, необходимо прописывать стоимость каждого из пунктов. Однако очень распространённой ошибкой является не посчитать итоговую стоимость работы. Это, как минимум, неуважительно по отношению к клиенту – заставлять его самостоятельно высчитывать стоимость. Целесообразнее будет сначала написать итоговую цену, а потом уже поэтапно указать, за что конкретно какая берётся сумма.
    Также в КП необходимо отражать порядок оплаты. Это очень важный момент, но многие почему-то про него забывают. Это и способ оплаты, сроки, в которые она должна поступить, размер предоплаты. Если не указать эти моменты – может возникнуть путаница, которая повлияет на сроки выполнения работ, и в следствии еще потребуется дополнительное время на решение этого вопроса.

  3. Сроки
    Разумеется, в КП должен быть отражён такой важный момент, как срок выполнения работы. Универсальных советов на этот счёт у меня нет, могу лишь посоветовать указывать время с запасом, чтобы точно не пролететь с дедлайном. Напишите, в течении какого времени после поступления предоплаты вы выполните работу (или какие-то из этапов работы) – это замотивирует заказчика как можно скорее внести предоплату. Сроки выполнения указывайте не в рабочих днях, а в календарных – это, опять же, чтобы не заставлять клиента самостоятельно высчитывать, через сколько он получит итоговый вариант, да и минимизируется риск возникновения несостыковок и недопониманий.

  4. Результат
    Помимо, непосредственно, самой работы, которую клиент планирует в итоге получить, необходимо указать, что именно будет входить в эту самую работу. К примеру, если вы дизайнер, и у вас заказали логотип, нужно написать, какие именно атрибуты вы пришлёте клиенту по итогам работы – в каком формате будет файл, сколько экземпляров и т.п.

  5. Дополнительные ресурсы в процессе работы
    Подумайте, что, помимо оплаты, понадобится вам от клиента для выполнения вашей работы. Возможно, это количество часов на переговоры с клиентом или взаимодействия с какими-то из подразделений его организации. Стоит сразу указывать эти детали, договариваться заранее, так как потом может возникнуть ситуация, что у клиента элементарно не будет времени, и работа застопорится.

Помимо прочего, КП должно быть написано понятным языком. Постарайтесь свести на минимум терминологию вашей специализации, чтобы письмо было понятно даже тем, кто далёк от сферы вашей деятельности.

Похожие статьи

Как подобрать монитор для нужных целей
Стратегии и инструменты
Регламентация бизнес-процессов
Стратегии и инструменты
Стратегия заработка в интернете в 2022 году
Стратегии и инструменты
Заказать звонок
Наш менеджер перезвонит вам в течении 5 минут
Отправить запрос
Наш специалист свяжется с вами в течении 5 минут